Главная » Живопись, Зарубежная живопись, Описание картин » Портрет Филиппа IV (Серебряный Филипп). Картина Веласкеса

Портрет Филиппа IV (Серебряный Филипп). Картина Веласкеса

Веласкес Диего

«Портрет Филиппа IV (Серебряный Филипп)»

1630 г

Национальная галерея, Лондон

На всем протяжении 1630-х годов Веласкес продолжат писать официальные парадные портреты, обычно передающие фигуры во весь рост и обладающие строгой монументальной декоративностью.

Эти портреты все более отличаются от аналогичных полотен, созданных в первый мадридский период творчества, до поездки в Италию, и искания художника получают в них новое, совсем особое направление.

Блестящий образец портретов парадной группы, написанный Веласкесом в 1630-х годах, называемый нередко «Серебряным Филиппом». Король изображен стоящим во весь рост на фоне стола и темной стены. Его лицо, фигура и пол на переднем плане ярко освещены и почти лишены теней.

portretfilippavelaskes

Внимание к характеристике лица несколько снижено, уступая место поискам средств для передачи обобщенного зрительного восприятия красочных форм в потоке холодного света, за движением которого следует кисть художника. Коричневое, густо расшитое серебром платье, серебряные рукава, белые чулки, бледно-золотистые волосы сияют в серебристом освещении.

Легкость живописи и передача световоздушной среды предвосхищают позднюю художественную манеру мастера и вместе с тем от нее отличаются. Здесь несколько теряется конструктивность формы и снижается ощущение ее материальности благодаря чрезмерному вниманию к капризной и как бы произвольной световой игре в мерцающих серебряных узорах, обретающих самостоятельную жизнь, независимую от тех форм, которые они покрывают.

В отличие от узоров, эти формы переданы ровным слоем краски почти плоскостно. Создается впечатление некоторой несогласованности двух разных манер. Все это привело к сомнению в принадлежности картины Веласкесу и предположению о полном или частичном создании ее (как и других немногих полотен этого рода) Хуаном Баутистой дель Масо.

Однако это представляется неубедительным. Естественным кажется другое — наличие у Веласкеса колебаний в исканиях, опирающихся на трактовку форм в видах виллы Медичи, впервые используемую в портретном жанре в условиях интерьера и противоречащую официальным требованиям передачи образа в соответствии с привычными традициями.

Перед нами первый подобный опыт, и вполне понятно его отличие от итогов, к которым придет художник на новом пути. Блеск виртуозной свободной живописи «Серебряного Филиппа», — все это возможно только для Веласкеса, даже являясь некоторым отклонением на пути его развития, как всякий опыт, доводящий те или иные искания до логически вытекающей из них крайности.

Автор сочинения: Рыженко Елена

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………