Веласкес Диего
«Портрет дамы с веером»
галерея Уолес, Лондон
Веласкес ищет образ положительного героя, прекрасную личность, человека не искалеченного ни природой, ни людьми. Таков образ в портрете дамы с веером, относящийся, вероятно, к концу 1640 годов. Эта испанка одета не в придворное платье, сковывающее свободу движений, превращающее женщину в неподвижную куклу.
Она изображена в одежде, обычной для средних слоев испанского общества, в черной мантилье, в которой в то время считалось приличным идти на прогулку, в церковь или к духовнику. Приковывают внимание лицо и шея теплого, смуглого цвета, подчеркнутого белоснежным тоном кружева, окружающего низкий вырез платья.
Очень индивидуальны овал лица и черты, в которых нет ничего классически прекрасного, но которые полны очарования именно во всем своем неповторимом своеобразии. Большой лоб ясен и чист, удивительно показан луч холодного света, скользящий по его гладкой поверхности. Яркий рот твердо очерчен. Его цвет перекликается с темным граненым ожерельем на шее, блеск которого подчеркивает бархатистость кожи.
Камни ожерелья чуть намечены короткими мазками, но кажется, что глаз угадывает их форму, хотя и не может его рассмотреть, потому что они движутся и сверкают на груди при дыхании. Большие темно-карие глаза смотрят мимо зрителя серьезно и задумчиво, они полны затаенной страсти и мечты.
В выражении лица, в осанке молодой женщины переданы то гордое достоинство, та внешняя спокойная сдержанность, которые требовались от испанок и были им свойственны. Но под сдержанностью можно угадать пылкий темперамент, тлеющий огонь, поэтические и дерзкие порывы, которые только ждут случая, что бы прорваться наружу.
В руках — постоянные принадлежности испанской женщины: веер, которым она умеет кокетничать и говорить без слов, и четки, служащие таким же внешним прикрытием ее тайной страстности, как ее горделивость, и говорящие о привычной набожности.
Перед нами тип испанской женщины, тип противоречивый, сложный и полный красоты, остро почувствованый и переданный художником. Подчеркнуты национальные черты этой красоты: небольшой рост, стройность фигуры, грация движений.
Выбраны немногие сдержанные и изысканно-красивые цвета, сочетание которых создает красочную гармонию картины. Зеленовато-серый фон, коричневое платье с оливково-зелеными и пепельно-серыми переливами, светло-серые перчатки, голубой с серебристыми рефлексами бант на четках, черная мантилья, веер, в котором сверкают бронзовые, голубые, зеленые, серые краски, — все эти изменчивые цвета оттеняют теплый тон лица, шеи и ожерелья.
Автор сочинения: Рыженко Елена