Главная » Зарубежная живопись, Описание картин » Пир Валтасара. Описание картины Рембрандта

Пир Валтасара. Описание картины Рембрандта

Рембрандт Харменс ван Рейн. Пир Валтасара
1633—1634. Национальная галерея, Лондон.

Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Пир Валтасара». Размер картины 168 x 209 см, холст, масло. В библейских текстах Валтасар был последним вавилонским царем, с его именем связано падение Вавилона (Даниил, V, 1—30). Несмотря на осаду столицы, предпринятую Киром, царь и все жители, имея у себя богатый запас продуктов, могли беспечно предаваться удовольствиям жизни. По случаю одного незначительного праздника Валтасар устроил великолепный пир, на который приглашено было до тысячи вельмож и придворных. Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между прочим, и дорогие сосуды из Иерусалимского храма.

При этом, по обычаю древних язычников, прославлялись вавилонские боги, которые оказывались победоносными раньше и поэтому окажутся победоносными и теперь, несмотря на все усилия Кира и его тайных союзников, иудеев, с их Иеговой. Но вот, в самый разгар пира на стене проявилась человеческая рука и медленно стала писать какие-то слова. Увидев ее, «царь изменился в лице своем, мысли его спутались, связи чресл его ослабели, и колена его от ужаса стали биться одно об другое». Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись. Тогда, по совету царицы, позвали престарелого пророка Даниила, который не раз, еще при Навуходоносоре, проявлял необыкновенную мудрость, и он действительно прочитал надпись, которая на арамейском языке кратко гласила: «Мене, текел, упарсин». Это означало: «Мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел — ты взвешен и найден очень легким; упарсин — разделено царство твое и отдано мидянам и персам». «В ту же самую ночь, — продолжает библейское повествование, — Валтасар, царь халдейский, был убит» (Даниил, V, 30).
Творчество Рембрандта в Амстердаме приобретает постоянно расширяющееся универсальное содержание. Он получает большое число заказов на самые различные жанры живописи. В качестве исторического живописца Рембрандт работает между 1632 и 1639 годами для штатгальтера принца Фредерика Хендрика над циклом из пяти изображений Страстей (к ним присоединились впоследствии ещё две картины). В первой работе этого цикла барочно-католическому пафосу фламандца Рубенса явно противопоставляется безжалостный обнажённый реализм Рембрандта, такой как в гравюре «Милосердный самаритянин» (1633). Безусловность всегда противостоит любезности хорошего вкуса, так и у молодого Рембрандта ван Рейна, он, потрясённый противоречиями окружающей его бюргерской действительности, противоречиями мира, определяемого борьбой за власть и изменчивой военной удачей, пытается в изображении легендарного прошлого выразить без предрассудков и в образной форме живую действительность.

Источник: http://smallbay.ru/artbarocco/rembrandt_13.html 

 

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………