Главная » Живопись, Зарубежная живопись, Описание картин » Описание картины Тинторетто. Чудо святого Марка

Описание картины Тинторетто. Чудо святого Марка

Картина Якопо Тинторетто «Чудо святого Марка». Размер картины 415 x 541 см, холст, масло.

В картине «Чудо святого Марка» Тинторетто не просто воспроизводит исторический факт, а представляет его так, чтобы он производил определенное впечатление на зрителя. Художник считает, что искусство порождается- нравственным импульсом и является движением из глубины наружу. Распространяясь и передаваясь людям, это движение должно вызывать у них аналогичный подъем чувств.

«Чудо святого Марка» — это большая монументально-декоративная композиция. Юноша, исповедующий христианскую веру, раздет и брошен язычниками на плиты мостовой. По приказанию судьи он подвергается мучениям, но стремительно слетающий с небес святой Марк совершает чудо: молоты, палки, мечи разбиваются о приобретшее волшебную неуязвимость тело мученика, и с испуганным удивлением склоняется группа палачей и зрителей над его распростертым телом.

Чудо святого Марка.

Чудо святого Марка.

Само изображение чуда – осужденный раб, палач со сломанными орудиями пытки, спускающийся с неба святой – занимает небольшую часть картины. Основное ее пространство заполнено изумленной толпой, разбегающейся в стороны. Словно выходя за рамки картины, толпа сообщает свое движение зрителю. Двумя волнами она откатывается в стороны, образуя в центре пустоты. Лозы винограда в верхней части картины создают впечатление головокружительного полета святого, который, спускаясь, уже миновал их. Пространство позади него закрыто ярким белым экраном, но свет, исходящий от нимба святого, кажется сильнее. Это он заставляет светиться холодным небесным блеском варварские одеяния и украшения присутствующих.

Картина построена на диагоналях и кривых взлетах композиции, смелых ракурсах и неожиданных позах; колорит — на чисто венецианских противопоставлениях густых сверкающих тонов переднего плана и нейтрального фона.

Композиция, подобно ренессансным, построена по принципу четкой замкнутости: бурное движение в центре замыкается благодаря направленным к центру картины движениям фигур, расположенных в ее правой и левой части. Их объемы моделированы весьма пластично, их движения полны той законченной выразительности жеста, которая так характерна для искусства Возрождения. Фигура молодой женщины с ребенком в левом углу картины продолжает традицию своеобразно героизированного жанра, которая нашла свое выражение в творчестве Тициана 1520—1530-х годов («Введение Марии во храм»). Однако стремительный полет — падение святого Марка, врывающегося сверху в композицию картины, вносит момент необычайной динамики, создает ощущение огромного пространства, находящегося за пределами рамы картины, тем самым предвосхищая восприятие события не как замкнутого в себе целого, а как одного из всплесков в вечном движении потока времени и пространства, столь характерное для искусства позднего Возрождения.

 

1 Комментарий

  1. Светлана:

    Картина впечатляет только после прочтения описания,и действительно ощущение огромного пространства видно в картине.

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………