Главная » Зарубежная живопись, Описание картин » Ночная стража. Описание картины Рембрандта

Ночная стража. Описание картины Рембрандта

Рембрандт Харменс ван Рейн. Ночная стража

1642. Рейксмузеум, Амстердам.

Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Ночная стража» или «Ночной дозор». Размер картины 379,5 x 453,5 см, холст, масло. Перед нами — главная группа «полотна в большом зале «Дома стрелков», на котором юнкер фон Пурмерландт в качестве капитана (в последствии — Франс Баннинг Кок, бургомистр Амстердама) отдаёт приказ своему лейтенанту, герру фон Влердингену (Виллему ван Рюйтенбурху) построить роту бюргеров» — эта заметка того времени точно определяет тему изображения стрелков, этого группового портрета ночной стражи; одной из тех, организованных на полувоенных началах, стрелковых гильдий, которые продолжали традиции республиканской бюргерской самообороны и старых (ещё средневековых) стрелковых братств после завоевания и укрепления нидерландской свободы. «Рембрандт изображает прежде всего действие. Он исходит из общего, не из отдельного. То, что является нам из тени, это -действие в пространстве, то есть — событие» (Искусствовед Курт Баух). В чём заключается революционное смысловое значение картины? Оно выражено в объединении изолированных отдельных фигур в спаянную общность самостоятельных индивидуумов, в переходе от традиционной сцены представления реалистической группы, где персонажи существуют независимо друг от друга, к романтически-возвышенному, превращающемуся в легенду коллективу. Бюргерское самоутверждение преображено здесь в «важное государственное событие», современность наполнена дыханием большой истории. Скрытая раздвоенность между романтико-героической тенденцией такого толкования и реставративными убеждениями стремящейся к обогащению буржуазии определяет «старый, старомодный пафос» этой инсценировки: «Солдат немыслим без роскоши и пафоса униформы, поэтому амстердамские бюргеры изображены в старинных и красочных нарядах, подчёркивающих необычность, небуржуазность действия. Они лишь играют роль солдат». Кроме того: «Общность этих стрелков, их действие воплощены в двух главных фигурах, в образах обоих офицеров и их действии. Это именно рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рюйтенбурха ...» (Курт Баух).
Рембрандт проявляет в этом огромном полотне чрезвычайную поэтическую и обощающую силу, «так как оно настолько живописно, энергично и сильно, что по мнению некоторых все другие картины в сравнении с этой выглядят как игральные карты» (Самуэль ван Хоогстратен, 1678). Силу, в которой едва ли можно предположить дополнительную символическую проникновенность в духе искусства того времени (согласно высказанной в стихах Хоогстратеном тенденции). Не исключено, что под впечатлением трагедии Йоста ван Вондела «Гейсбрехт ван Амстел» (первое представление в 1638), здесь одновременно сделан намёк на триумфирующее гражданское и военное величие Амстердама (в этом случае чёрный цвет означает мудрость, жёлтый — свободу, красный — месть; перчатка символизирует победу, а вся группа на переднем плане — торжествующую власть). Подобное толкование специфической художественной структуры картины не отменяет её смыслового значения, наоборот, подтверждает это значение в его героической романтике, несколько неопределённой и странной весёлости, в настроении выступления — как позднее, поэтически окрашенное, исторически уже запоздавшее «олицетворение триумфа той республиканской Голландии, которая в жестокой борьбе за свою независимость стала победительницей. В этом монументальной картине ещё чувствуются отголоски героической эпохи нидерландской революции».

Источник: http://smallbay.ru/artbarocco/rembrandt_06.html 

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………