Главная » Зарубежная живопись, Описание картин » Меркурий и Аргус. Сочинение по картине Веласкеса

Меркурий и Аргус. Сочинение по картине Веласкеса

Веласкес Диего

«Меркурий и Аргус»

1659 год

Прадо, Мадрид

Вероятно, в 1659 году для Зала зеркал в Алькасаре, Веласкес создал четыре мифологические картины. К сожалению, три хоста сгорели во время пожара в 1734 году, и сохранился только последний из них — «Меркурий и Аргус», находящийся теперь в музее Прадо.

Картина представляет собой широкое полотно, форма, размер и композиция которого определены местом, для него предназначавшимся, в верхней части стены. С блестящим мастерством Веласкес учел точку зрения на картину снизу вверх.

Он показал узкую полоску земли, спра на которой высится темный склон холма, а слева под низким горизонтом открывается глубина ночного неба с холодным, пронизанным бледным сиянием большим облаком. Виден только первый пла и на нем две фигуры, сидящие в смелых пространственных ракурсах.

Справа изображен Аргус, сидящий в очень естественной позе, — сильный босоногий испанский пастух. Голова его упала на грудь, и волосы скрыли часть лица. Слева осторожно подползает Меркурий, что бы похитить у спящего стража нимфу Ио, возлюбленную Юпитера, превращенную в корову ревнивой Юноной.

merkuriiargus

Но как Аргус подобен простому пастуху, так и Меркурий имеет явное сходство с испанским разбойником той эпохи. Его сильное плечо обнажилось из-под плаща, соскользнувшего при движении, на голове шляпа с крыльями — традиционный атрибут Меркурия.

Но облик похитителя, национально-типичные черты мужественного лица, поза, движения, сам фасон высокой войлочной шляпы не имеют ничего общего ни с античностью, ни с идеальной трактовкой мифологических образов, характерной для классицизма и барокко. Мифологический сюжет превращен в современную сцену похищения разбойником коровы у спящего пастуха, и для изображения действующих лиц использованы реальные простонародные модели.

Напряженность фигуры вора очень выразительно подчеркнута контрастом с безмятежностью лежащей позади него коровы, меланхолично повернувшей голову в сторону далекого сияющего облака.

Чудесно использован ритм силуэтно рисующихся на фоне неба очертаний как бы настороженных острых крылышек на шляпе Меркурия и повторяющего их, но плавно и спокойно изогнутого рога коровы.

Так же выразителен контраст между силуэтом подползающей фигуры и расслабленным во сне телом пастуха, выступающим мягко их темного фона, образованного склоном холма.

Широкое полотно заполнено очень гармонично, с большим чувством равновесия и динамического ритма в распределении масс, больших пятен света и тени, вспыхивающих во мраке цветов — черного, серого и коричневатого на фигуре Аргуса, красного и тускло-желтого в одежде Меркурия, — тревожно тлеющих, как приглушенный огонь.

Автор сочинения: Рыженко Елена

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………