Главная » Зарубежная живопись, Описание картин » Мадонна канцлера Ролена. Ян Ван Эйк

Мадонна канцлера Ролена. Ян Ван Эйк

Ян Ван Эйк

Мадонна канцлера Ролена

ок. 1434 года

Музей Лувр, Париж

Мадонна с ребенком на руках, которую ангел собирается увенчать короной, явилась канцлеру герцога Бургундского Филиппа Красивого Николасу Ролену во сне.

Скрупулезный реализм кисти Ван Эйка, — официального живописца герцога, — придает сцене живость и естественность: холодно поблескивают стекла окон, жесткими складками ложится золотисто-парчевая мантия канцлера, кожа на его шее слегка отвисла, а на виске пульсируют вены.

Свет как бы моделирует пространство и формы. Он возвращает предметам их сущность. Но обманчивый реализм не способен скрыть духовное значение картины, все материальные предметы на которой выписаны с такой точностью.

Возьмем, к примеру, цветы в маленьком закрытом саду, значение который в одинаковой степени относится и к Мадонне, и к Христу: лилия символизирует непорочность и девственность Мадонны, а маргаритки — ее смирение... В саду просматриваются две мужские фигуры, стоящие спиной к Ролену и Мадонне.

Мадонна канцлера Ролена

По одной из гипотез, человек в синей одежде и в красном тюрбане на голове — изображение самого художника. Рядом с фигурами мужчин видны два павлина. Павлины символизируют бессмертие и гордость. Позади Мадонны и канцлера, в арочных сводах резных колонн, зрителям виден пейзаж.

Извивающаяся лентой река, уходящая за горизонт. По реке плывут лодки, воды реки омывают острова и поросшие лесами берега. На горизонте видны голубые горы. По берегам реки раскинулся большой город. Узкие улочки... Снующие по ним люди в пестрых одеждах. Каждая деталь пейзажа неповторима.

В картине все говорит о любви Ван Эйка к жизни и миру. Изображение столь реалистично, что зрители чувствуют себя присутствующими в нарисованном городе. Все в картине приобретает смысл. Важна каждая деталь картины. Архитектурно-пейзажная часть выступает важным, самостоятельным образом.

За Роленом мы видим пейзаж с жилыми домами, а позади Марии — панорама церквей. Если присмотреться внимательно, то в центре картины виден арочный мост с идущими по нему фигурами людей и всадников. Этот мост символизирует связь между Роленом и благословляющим жестом младенца Христа.

Вопреки издавна принятым суждениям, живопись маслом, дающая художнику столько преимуществ в сочности и блеске красок, мягкости мазка, отнюдь не является изобретением Ван Эйка...

Тем не менее, именно ему принадлежит идея новой смеси, секрет которой до сих пор не раскрыт, позволяющей масляным краскам быстрее сохнуть, а художнику — накладывать словно прозрачные окрашенные слои лессировки, новая техника придает произведениям «примитивных фламандцев» такой гладкий, словно эмалевый, блеск.

Автор сочинения: Рыженко Елена

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………