Тайная вечеря, фреска в трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие, является непревзойденным творением в истории живописи и самым прославленным и значительным произведением Леонардо да Винчи.
Ее величие стало очевидным даже современным художникам сразу же после ее появления на стене строения. Позже, с нее делались многочисленные копии, ее воспевали итальянские поэты и восхваляли многочисленные письменные источники времен Ренессанса.
Важно так же и то, что это одна из самых больших по размеру работа Леонардо, является одной из немногочисленных уцелевших фресковых композиций да Винчи в этом монастыре и, на удивление, есть полностью законченной.
Сюжет, выбранный монахами и церковнослужителями для настенной росписи, был достаточно распространен в живописи того времени: библейские сюжеты встречаются в творчестве практически всех живописцев эпохи Возрождения.
Однако Леонардо подошел к процессу творчески и, по обычаю, неординарно, осмысляя его по-иному этот важный библейский эпизод, и нашел свое, оригинальное решение этой темы.

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (фрагмент)
Он выбрал момент, когда Иисус Христос сообщает, что ему известно о своей миссии и что скоро один из присутствующих предаст его. Слова были подобны грому, и Леонардо изобразил взволнованных апостолов в этот момент.
Величественная фигура Христа со спокойно разведенными руками является центром этой грандиозной композиции и по форме напоминающая широкий треугольник. Любопытно то, что фигура является и самой высокой во всей группе людей, сидящих за столом.

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (фрагмент)
Вся поза Спасителя, движение его рук и пальцев – все вторит невероятному смирению и внезапно изреченным роковым словам. Святые последователи Учителя, спокойно вкушающие до этого яства вечери, потрясены пророческими словами Учителя и демонстрируют разную реакцию.

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (фрагмент)
Его последователи и ученики разбиты в четыре группы по три в каждой. Святой Иаков (второй от Христа) разводит в удивлении руками, сидящий рядом с ним святой Филипп прижимает руки к груди, выражая всю свою верность, преданность и невиновность перед Богом и его сыном.
Далее с правого края стола располагаются святой Матвей, святой Фаддей и святой Симон. Они сформировали свою небольшую группу и также взволнованно жестикулируют, выражая свою непричастность к обвинению.

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (фрагмент)
Святой Петр (третий от Христа слева) наклоняется вперед – к Иисусу. Он не может поверить в услышанное, но знает, что не предал бы Миссию. В это самое время Иуда, находясь перед Петром молчит и отворачивается, пытаясь скрыть свою причастность к предательству.
Иоанн, сидящий по правую руку от Иисуса испытывает муку – он явно резко отклонился влево, а его голова бессильно легла на плечо другого апостола.
Создавая свою фреску, Леонардо часами размышлял , подолгу простаивая перед ней. Его целью было изобразить человеческие эмоции в этот момент, когда Учитель произнес пророчество.
Автор сочинения: Ирина Шастова