Несомненно, одним из ярчайших шедевров экспрессионистского направления является серия картин норвежского живописца Эдварда Мунка под общим названием «Крик», выполненные пастелью и маслом. Это — самая значимая и самая известная картина, которую знают даже люди далекие от искусства.
Трактовки смыслового значения этого творения самые всевозможные и иногда весьма противоречивые, трактуя основную идею то как предчувствие всех надвигающихся ужасов двадцатого столетия, наполненного мировыми войнами, геноцидами и экологическими бедствиями, то воспринимая сюжет более буквально, исходя из оригинального немецкого названия картины – «Крик природы».
Записи в личном дневнике, сделанные собственноручно Мунком, свидетельствуют, что послужило прообразом для создания шедевра. Однажды, прогуливаясь с друзьями возле моря по мосту во время заката солнца, Эдвард вдруг заметил, что закат окрасил небо в необычный ярко кровавый цвет.
Пораженный необычной цветовой гаммой, которая могла быть связана с извержением вулкана, художник-экспрессионист отстал от друзей, остановился и с удивлением увидел, что все в природе пропиталось кровью – и гладь залива, и черно-синий фьорд, и деревянный мост.
В этот момент раздался пронзительный крик.Был ли это голос птицы или человеческого существа, был ли этот звук реальным или возникшей в голове Мунка галлюцинацией, но непривычный пейзаж врезался в сознание живописца и преследовал его очень длительное время, пока не нашел свое воплощение в одном из величайших шедевров мирового искусства.
Непостижимым образом бросающаяся в глаза зрителя, поражает сознание антропоморфная фигура в черном с искаженным от ужаса лицом, широко открытыми глазами и прижатыми к щекам искаженными руками, которые словно больше не имеют костей.
Кровавые тени не коснулись человеческого существа, отдаленно напоминающего мужчину, но болезненная желтизна кожи и длинные кисти беспомощных рук повторяют искаженную линию горизонта и угольно-черного фьорда, объединяя композиции в единое целое.
От пережитого ужаса, персонаж потерял основные человеческие черты и напоминает то ли мумию, то ли инопланетянина, то ли безумного предсказателя.
Кровавые неровные полосы, занимающие верхнюю треть полотна, удивляют не только своим цветом, но и отсутствием облаков и дневного светила, дающего такой необычный угрожающий оттенок. Отблески красного заката легли на мощные перила моста, деревянный настил и пока еще тихую морскую гладь, вбирая в себя бесконечный пронзительный крик болезненного заката.
Чернеющий фьорд устрашает своими формами: он то напоминает чудовищную змею, тянущуюся вдоль горизонта, то морское чудище, грозящее поглотить весь мир.
Его цвет перекликается с одеждой центральной фигуры картины и двумя спокойными фигурами людей, идущими безмятежно по мосту и не осознающими вопль окружающей природы в момент истекания кровью.
Картина как бы противоставляет разные цвета (красный и черный, оставляя промежуточную зону желтого) и формы (прямые и плавные изгибы), играя на контрасте обычного реального и надвигающегося ужаса.
«Крик» — своеобразная прелюдия-предчувствие грядущих тем в искусстве двадцатого века: отчаянья, боли, одиночества и отторжения окружающих бедствий, трагедий и кровавых убийств. Одновременно это и манифест безумного страха смерти и неукротимой жажды жизни глазами норвежского художника Эдварда Мунка.
Автор сочинения: Ирина Шастова