Веласкес Диего
«Конный портрет инфанта Бальтасара Карлоса»
1634—1635 год
Мадрид, музей Прадо
Вашему вниманию представлен, написанный Веласкесом, один из многочисленных охотничьих портретов членов Испанской королевской семьи. В охотничьих портретах Веласкеса мало парадности и официальности. Перед художником не столько члены королевской семьи, сколько просто люди и природа.
Очень интересен конный портрет инфанта Бальтасара Карлоса. Маленький принц скачет на пони тем особым аллюром, к которому приучались в Испании породистые верховые лошади.
Всадник изображен на возвышенности, точка зрения на него снизу вверх делает особенно приподнятым его образ. Передний план связан постепенно с пейзажной далью. Даль дана широко и обобщенно, всего несколькими косыми полосами, передающими склоны гор и впадины долин, кое- где покрытые кустами и мелким лесом. Горная цепь Сьерры Гвадаррамы нарисована очень величественно, во всей своей суровой красе.
Всадник — крепкий, сильный мальчик. В нем чувствуется энергия деда — Генриха Наваррского и не ощущаются черты вырождения испанских Габсбургов.
Он сидит на коне очень важно, смотрит серьезно и напряженно, гордый тем, что, совсем как большой, скачет на коне с жезлом военно-начальника.
Напряженность и собранность всей фигуры и лица здесь вполне естественны. Широко написанная морда коня прекрасно передает не только породу пони, но и его нрав, живой и резвый. Однако , задняя часть тела животного кажется неподвижной.
Это объясняется тем, что инфант в 6-ти летнем возрасте учился верховой езде пока на чучеле лошадки, но Веласкес, к удовольствию мальчика и из художественных соображений добавил к искусственному туловищу голову и передние ноги настоящего пони, подаренного в это время принцу.
В соответствии с возрастом принца выбран и определенный момент в жизни природы. Это — раннее весеннее утро. Синеватые горы покрыты снегом, белый туман поднимается из глубин долины.
Освещение холодное серебристое. Кажется, что зритель ощущает свежесть того ветра, который развевает гриву и хвост пони, играет розовым шарфом инфанта, гонит облака и проносится со свистом среди пустынных, диких просторов пейзажа.
Картина отличается исключительной правдивостью и красотой колорита. Коричневая масть пони, коричневые, золотисто-желтые и оливково-зеленые цвета одежды принца, оживленные красивым цветом розового шарфа переходят в холодные серо зеленые и зеленовато-голубые тона пейзажа и , наконец, в серо-сизый тон неба с серебрящимися краями облаков. Эта картина прекрасный образец монументально-декоративно
Автор сочинения: Рыженко Елена