Главная » Живопись, Зарубежная живопись, Описание картин » Конный портрет графа-герцога Оливареса. Диего Веласкес

Конный портрет графа-герцога Оливареса. Диего Веласкес

Веласкес Диего

«Конный портрет графа-герцога Оливареса»

1638 год

Музей Прадо, Мадрид

В 1638 году Веласкес создает «Конный портрет графа-герцога Оливареса». Замысел портрета был, наверное, продиктован Веласкесу самим заказчиком, желавшим быть изображенным в качестве военачальника на фоне битвы при Фуэстеррабии, только что выигранной испанцами у французов. Сан начальника испанской кавалерии Оливарес, действительно носил, но ни в одном сражении никогда не участвовал.

На картине граф-герцог выезжает из леса на вершину горы и резко останавливает коня, поднявшегося на дыбы. Жестом командующего он указывает вдаль, обращаясь к одному из сопровождающих его, но не показанных на полотне офицеров. Внизу открывается широкий пейзаж. Там идет схватка, пылают деревни, поднимаются облака пыли и дыма.

С местом битвы Оливареса как бы связывают ракурс его коня, будто с ржанием рвущегося в бой, лежащая на склоне убитая лошадь и скачущий, видимо, с его распоряжениями, всадник. Художник придает величие и монументальность фигуре военачальника; его силуэт на коне мощно рисуется на фоне неба и пейзажа.

Конный портрет графа-герцога Оливареса

У Веласкеса было много образцов подобных картин. Он знал, конечно, аналогичные произведения Рубенса. Но и в эту композицию он не вводит никаких аллегорических изображений.

Кроме того, монументализируя фигуру Оливареса, он не прикрашивает его образ, оставаясь и здесь трезвым, правдивым, беспристрастным. Лицо Оливареса — это все та же безобразная в своей неправильности напыщенная физиономия, в которой нет и тени благородства.

При такой характеристике лица героическая трактовка фигуры не только снижается, но кажется насмешкой. Это лишь передача позы, являющейся выражением самомнения, игрой в героизм при полном отсутствии у актера данных для исполнения героической роли.

Можно сказать, что в данном портрете Веласкеса много театральности благодаря несоответствию образа позе, внешним эффектам и атрибутам. Однако эта театральность полна смысла и помогает раскрытию правды вопреки ложной ситуации, изображение которой отвечало требованиям заказа.

Именно трактовка образа делает это произведение реалистическим, несмотря на точки соприкосновения с барокко, остающиеся и здесь очень внешними.

Такие моменты построения композиции, как введение диагональных, уходящих в глубину композиционных осей для разворота в пространстве фигуры всадника или для движения скачущего вдали гонца, связывающего первый план с местом сражения, никак не могут быть решающими при разграничении реализма и барокко.

Излюбленные мастерами барокко, эти приемы нередко использовались в XVII веке также и реалистами, особенно в монументальных композициях.

Автор сочинения: Рыженко Елена

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………