Главная » Живопись, Зарубежная живопись, Описание картин » Караваджо Смерть Марии

Караваджо Смерть Марии

Одним из самых сомнительных религиозных моментов длительное время оставался вопрос об окончании жизненного пути матери Сына Божьего – Марии.

Хотя в католическом мире господствовало мнение, что она не испытала смерти и была вознесена в царство небесное еще при жизни, тем не менее, догматы о ее вознесении были узаконены только в двадцатом веке, что оставляло поле для постоянных споров среди художников и богословов.

Караваджо Смерть Марии (фрагмент)

В большинстве художественных произведений отражена та точка зрения, что Мария избежала земной смерти, в то время как некоторые живописцы, и Микелянджело Меризи да Караваджо в том числе, иногда представляли смерть Марии без какого бы то ни было намека на вознесение и причисление к лику святых. В их восприятии конец ее жизненного пути был трагичным и полным боли.

Караваджо Смерть Марии

Получив заказ от папского адвоката на картину для храма Санта-Мария делла Скала, что находится в Траставере, великий итальянский художник-реформатор Караваджо берется за нее с необычайным энтузиазмом.

Это было одно из его последних произведений и оказало невероятное влияние на последующее развитие не только итальянской, но и европейской живописи.

Как и все его полотна, картина лишена «святости» — отсутствуют характерные для тех времен позы и типы персонажей, символы религиозного характера и не соблюдены церковные каноны.

Произведение передает реальность и глядя на нее кажется, что если жизненные путь Марии закончился смерть, то именно так и выглядело ее безжизненное тело и скорбящие люди, собравшие в последний раз взглянуть на нее и проводить в последний путь.

Она не выглядит прекрасной женщиной недавно закрывшей глаза и как будто уснувшей.

Караваджо Смерть Марии (фрагмент)
Караваджо не щадит зрителя, пытаясь скрыть уродство мертвого тела, а рисует мертвую Марию так, как она бы выглядела в жизни – с босыми распухшими ногами, вздутым животом и отекшим телом, отступая от всех канонов того времени.

Современники Караваджо делились слухами, что прототипом для написания Марии послужила женщина недостойного поведения — что Караваджо рисовал Богородицу с трупа утонувшей в Тибре проститутки. Вызывала негодование и поза Марии, неподобающая ее святости.

Общая гамма красок картины – темная, мрачная и поразительно напряженная – также характерна для поздних произведений итальянского гения, когда во времена своих странствий его душа все больше погружалась во мрак.

Луч света озаряет тело Марии целиком, а дальше избирательно освещает фигуры собравшихся вокруг нее апостолов. Подчеркивая драматизм ситуации, сверху над этим трагичным и невероятно реальным событием Караваджо нарисовал кровавые покровы, которые перекликаются по цвету с красным платьем Марии.

Поразительная реальность изображенного на полотне шокировала всех современников Караваджо, а его манера изображения дала толчок новому направлению в живописи.

Автор статьи: Ирина Шастова

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………