Пожелтевшая с годами, потрескавшаяся от неблагоприятных условий, покрытая кое-где загрязнениями и плотным слоем специального лака, Мона Лиза (или Джоконда) — самое знаменитое произведение западноевропейской живописи.
И несомненно справедливо признано искусствоведами вершиной портретного мастерства, возводя Леонардо да Винчи в ранг непревзойденных гениев.
Темные затуманенные глаза Моны Лизы обладают тем незабываемым живым блеском и влажностью, что мы можем увидеть у живого, реального человека.
Вокруг глаз женщины — сизоватая красноватость и видны даже мельчайшие волосинки кожного покрова, которые невозможно передать без владения художественным мастерством на величайшем уровне.
Ресницы располагаются в соответствии с порами кожи — где реже, а где гуще, и естественность образа скользит в каждой черте.

Леонардо да Винчи «Джоконда» (фрагмент)
Значение знаменитой таинственно-загадочной улыбки Моны Лизы время от времени становилось объектом исследований и жарких обсуждений.
Легкая асимметрия губ, придающая Джоконде царственную загадочность, сопутствующая утонченной светотеневой моделировкой создают необычайный эффект и делают незаметной границу между губами и кожей лица женщины.
Чтобы достичь подобного, гениальный итальянец использовал наложение друг на друга сверхтонких слоев жидкой краски и разработал специальный художественный прием, позже названный сфумато.
Расслабленные и утонченные руки модели, с их мягкими женственными очертаниями, придают всей фигуре Джоконды ощущение глубокого умиротворения и спокойствия. Правая рука расслаблено покоится на левой, обхватившей подлокотник стула.

Леонардо да Винчи «Джоконда» (фрагмент)
При взгляде на руки знаменитой Моны Лизы кажется, что возможно увидеть вены и каппиляры, и даже пульсацию крови. Украшающая край овального выреза темного платья вышивка могла быть в определенной степени автографом Леонардо, поскольку мотив узелков и переплетений часто встречается в творчестве автора.
Неожиданный взлет линии горизонта между левой и правой частями картины подчеркивает загадочность тающего в рассеянном свете пейзажа.
Леонардо далеко отошел от простого копирования натуры: особенности этой рафинированной композиции снова доказывают, что художник, если он хочет как можно реальнее изобразить природу, не должен воспроизводить ее со скурпулезной точностью, но должен только убедить зрителя в том, чтобы он воспринимал созданное художником как саму природу.
Сетка мелких трещин покрывает красочный слов всей картины. Этот эффект, известный под названием (растрескивание поверхности), вызван общим высыханием красочного слоя, защитного лака и основы. Джоконда до сих пор вызывает восхищение.
Автор сочинения: Ирина Шастова