Главная » Живопись, Зарубежная живопись, Описание картин » Аллегория Мира, Искусства и Изобилия. Ханс фон Аахена

Аллегория Мира, Искусства и Изобилия. Ханс фон Аахена

Картина немецкого художника Ханса фон Аахена «Аллегория Мира, Искусства и Изобилия» — яркий образец сложного, и подчас противоречивого, искусства маньеризма. Живописцев того времени интересовали идеи и тематика мифологического, религиозного и аллегорического характера.

Поскольку схоластические идеи и способ мышления соприкасается с наивными фантазиями и начинается их взаимопроникновение друг в друга, порождая особое средство изображения, когда абстрактное понятие передается при помощи реального персонажа.

Чаще всего это аллегорические образы мира и войны, любви и ненависти, справедливости и раздора, славы и позора изображаются как человеческие существа.

allegoriymira1

Полотно «Аллегория Мира, Искусства и Изобилия» своим названием и внешним видом провозглашает основные принципы маньеризма.

Прежде всего, речь идет об аллегории – каким образом выглядели бы важные философско-моральные категории, если бы они обрели человеческий вид, каким бы образом вели себя.

Эти три идеи Ханс фон Аахен представляет в виде трех женских фигур. На ложе, слегка укрывшись тонкой белоснежной простыней, возлежит обнаженная рыжеволосая женщина, олицетворяющая собой Мир. Ее волосы собраны, а единственным украшением служит необычный золотой кулон, прикрывающий солнечное сплетение.

Удерживается он не столько благодаря тонкой цепочке, спускающейся к кулону от шеи женщины, сколько благодаря двум золотым широким лентам, опоясывающим центральную женскую фигуру под грудью.

Ханс фон Аахена «Аллегория Мира, Искусства и Изобилия» (фрагмент)

Ханс фон Аахена «Аллегория Мира, Искусства и Изобилия» (фрагмент)

В ее поднятой руке находится оливковая ветвь — древнегреческий символ мира, поза расслабленная и умиротворенная, ногами она попирает копья, стрелы, щиты, железные доспехи и боевые барабаны, и зрителю понятно, что Мир царит уже долго.

На переднем плане находится другая женщина – коленопреклоненная и полуобнаженная, — которая повернута к зрителю спиной. Нижняя часть тела укутана в золотистую ткань, а прическу с множеством заплетенных кос, украшает замысловатая заколка.

В руке, протянутой к обнаженной женщине, темноволосая служительница держит полную чашу со светло-красным вином. Это – метафорическое изображение рога изобилия, помогающего зрителю воспринимать образ как персонификацию Изобилия.

Сзади за Миром, в полутени комнаты, возлежит еще одна темноволосая женщина – полностью одетая и менее прекрасная обликом. Воображение Ханс фон Аахена так представляет Искусство – в темных синевато-зеленых одеждах, кроваво-красной накидке и со сферой в руках, придерживающей за плечо Мир.

Искусство прячется за спиной обнаженной женщины, как бы защищаясь ею. В определенной мере, живописец доносит мысль, что Искусство возможно только тогда, когда царит Мир.

Общая же символика полотна призвана прославлять мирную политику немецкого правителя, которая привела к благоденствию искусства.

Композиция картины весьма неустойчива и находится в движении по диагонали. Фигуры женщин удлинены и аристократичны. Элементы эротики, холодного колорита и беспокойного освещения – основные черты немецкого маньеризма

Автор сочинения: Ирина Шастова

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………